Перейти к основному содержимому

Рапорты священников Cекисовской единоверческой церкви о переходе крестьян в раскол

Составитель: Катерина Иванова

Дело по рапорту протоиерея Алексия Шаврова от 8 января за №14, о сводном браке крестьянской дочери Марии Елизвоевой Климовой с крестьянином д. Быструхи Зиновием Матвеевым Поляковым, и с лжесвященнике Австрийского постановления крестьянине Убинской волости д. Выдрихи Михаиле Михайлове Якимове, которому поступил в услужение Поляков и по выписке со 2 ст., относительно совращения в раскол многих прихожан-единоверцев Секисовского прихода.

Началось 30 января 1871 года
Кончено 17 августа 1871 года

1871г. Янв 22 Консисторией рассмотрено

Его Преосвященству
Преосвященнейшему Платону,
Епископу Томскому и
Семипалатинскому и Кавалеру.

Бийского округа Секисовской
Единоверческой церкви
протоиерея Алексея Шаврова

Покорнейший рапорт

Честь имею Вашему Преосвященству всепокорнейшее представить отобранное мною показание от крестьянской дочери Владимирской волости деревни Малой Убинки девки Марии Елизвоевой Климовой, бывшей сведенной в блудное сожитие, называемой сводным брак с раскольником крестьянином той же волости деревни Быструхи Зиновьем Матвеевым Поляковым, который поступил к австрийскому лжесвященнику крестьянину Убинской волости деревни Выдрихи Михаилу Михайловичу Якимову.

При сем осмеливаюсь объяснить, что означенный лжесвященник Михаил Якимов во временнаго времени нередко посещает деревню Большую Речку, село Секисовское, Быструху, Черемшанскую, Пихтовку, и поступившим к оному из числа единоверцев, удалившихся из православия и единоверия, хотя поступившие и скрываются. Но единоверцы между разговорами с между собою и мною утверждают о сем, поймать же его на служении мне и единоверцам невозможно. Потому что все без изъятия сельские старосты, волостные начальники служат раскольникам, но не единоверцам. О чем последние просят б.ч. начальников, в особенности мирового, чтобы из раскольников не избирать — просьба их. Остается без уважения, из соблюдения своих от них интересов и тем содействуют и усилению раскола и лжесвященства Австрийского.

Которое послание покорнейше представляю в благорассмотрение Архипастырское.

Вашего Преосвященства Милостивейшего отца и архипастыря
Всенижайший послушник протоиерей Алексей Шавров.


1870го года Ноября 16го дня я, нижеподписавшаяся Бийского округа Владимирской волости деревни Малой Убинки, крестьянина Елизвоя Феодорова Климова дочь девка Марья. На спрос протоиерея Секисовской единоверческой Богородице-Рождественской церкви Алексея Шаврова показала, что прежде всего была единоверка, но по удалению родителей моих из единоверия в раскол была отдана на сводный брак за крестьянина той же волости деревни Быструхи Зиновья Матвеева Полякова в сем году февраля месяца числа не упомню. Но называемый муж мой означенный Поляков состоял в своем семействе в расколе Беглопоповского толка, а ныне поступил к Австрийскому называемому Священнику крестьянину Убинской Волости Деревни Выдрихи Михаилу Михайлову Якимову.

Который, по научению своего семейства и собственному своему желанию, начал принуждать меня через жестокие побои повенчаться браком чрез совершение таинства от вышеозначенного Михаила Якимова, которое бракосовершение я не желаю принять, чрез что были наносимые как от мужа и семейных побои, а в особенности в то время, когда означенный австрийский священник Михайла Якимов бывал в нашей деревне, в чем по сущей справедливости, показав в том под сим и подписуюсь.

К сему показанию личною просьбою вышепрописанной крестьянской девки Марии Климовой руку приложил крестьянин Василий Шумаков.

При показании сего находились села Секисовского крестьянин Никита Ананьин Рыльский, Николай Мартынов Глушаков, Василий Силов Глушаков, Борис Алексеев Худяков, села Бобровского Симон Козмин Бухряков, личною их просьбою и за себя руку приложил крестьянин Борис Худяков. И за себя руку приложил крестьянин Василий Глушаков.

При показании находился Села Секисовского сельский староста Петр Герасимов приложил (печать)

Выписка из 2 стола Консистории в типовой лист 1й

В постановлении Консистории, состоявшемся 16 декабря 1870/21 января 1871г и его Преосвященством утвержденным, между прочим, заключено: относительно совращения многих единоверцев прихожан Секисовской Единоверческой церкви снова в раскол и о совратителях раскольниках, поименованные в приговор присяжных, приложенном при рапорте Протоиерея Шаврова от 21 сентября 1870г. За № 60 для дальнейшего делопроизводства и принятия законных мер против совращения и совратителей, сняв копию с рапорта вышеозначенного и приложенного при нем приговора, передать оную и при сем в 1 стол Консистории, в котором и производятся дела по расколу. Февраля 18 дня 1871 года.


Его Преосвященству
Преосвященнейшему Платону
Епископу Томскому и
Семипалатинскому и Кавалеру.

Секисовской Единоверческой
Богородице-Рождественской
церкви Протоиерея Алексея Шаврова

Покорнейший Рапорт

По перемещении моем из города Мариинского к Секисовской единоверческой церкви сего года, вникая в Секисовский приход, где я усмотрел, что многие Единоверцы в течение моего перемещения от них (многие единоверцы) и присоединенные из раскола к Единоверию при венчании браком удалились в прежний свой раскол, в особенности зажиточные. В настоящее время остались почти не имущие состояния, которые затрудняются дать от себя должное содержание двум священникам. Так как раскольники и удалившиеся в раскол из Единоверия ни в чем не помогают содержанием церкви священнослужителям, в чем постановили единоверцы Секисовской церкви общественный приговор, для представления Епархиальному начальству, о исходатайствовании где следует денежное жалованье, к улучшению в содержании священноцерковнослужителей оной церкви.

Причем, осмеливаюсь Вашему Преосвященству Покорнейше доложить, что необходимо нужно исходатайствовать жалованье для поощрения к поступлению для их благонадежнейших священников и трезвых, которые могли бы быть во всем примерным, добрым Пастырем словесных своих овец, но не слабым.

Каковой приговор Вашему Преосвященству Милостивейшему отцу и Архипастырю всепокорнейше нижайше представляю в Архипастырское благорасположение.

Вашего Преосвященства Милостивейшего отца и Архипастыря всенижайший послушник Протоиерей Алексей Шавров.


Сентября 21го числа 1870 года №60
С представлением общественного приговора Единоверцев Секисовской церкви о исходатайствовании жалованья священноцерковнослужителям, где следует по вышепрописанным причинам.

На сем рапорте последовала резолюция Его Преосвященства от 2го октября 1870 г за №1527 таковая: Консистории рассмотреть.

Приговор

1870 года сентября 15 дня мы, нижеподписавшиеся Томской губернии Бийского округа волостей Владимирской и Бобровской разных сёл и деревень, прихожане Секисовской Единоверческой Богородице-Рождественской церкви доверенные лучшие люди, крестьяне, будучи в общем съездном собрании в сем Секисовском, имея суждение между собою о содержании Священноцерковнослужителей, так как в настоящее время многие из единоверия в течение восьми лет по отбытии от нас Протоиерея Алексея Шаврова удалились в прежний свой раскол, в особенности зажиточные, а остались только неимущие состояния единоверцы Секисовской Единоверческой церкви, между тем ныне в особенности взыскивается оброк за четыре года по случаю бывшего неурожая хлеба и упадка скота не было возможности положенный оброк нам взносить в свое время, раскол же усилился от частых перемен местных священников нашей церкви, а более всего усиливается совращение из Единоверия в раскол от раскольнических дьяков, а именно села Секисовского Емельяна Гуслякова, Данила Губаткина, сына его Николая, Малой Убинки Пимона Клиновицкого, Мартина Горбатова, Лаврентия Тимофеева, обращенного из поселения за разврат в раскол, Быструхи Филипа Голованова, Ильи Бояринова, Михаила Кузнецова, Петра Анинтьева, Черемшанки Тимофея Антропова, Архипа Денисова, обращенного из поселения, быв сосланного за разврат в раскол Поперешной, Егора Федорова, Константина Глушакова, села Верх-Убинского Василья Гуслякова, Егора Дмитриева, Большой Речки Корнилия Шешукова, села Бобровского Мартемьяна Шувалова.

А по сим обстоятельствам постановили общественный сей приговор и просим покорнейше Епархиальное начальство обеспечить денежным жалованьем состояние Священноцерковнослужителей нашей Секисовской церкви, который и представляем местному Протоиерею Алексею Шаврову для представления по принадлежности в том и подписуемся.

Села Секисовского Григорий Блинов, Ермолай Антропов, Никита Рыленков, Сергей Козьмин, Дмитрий Худяков, Малой Убинки Федор Абакумов, Клим Жедобатков, Иван Герасимов, деревни Орловки Прохор Ларионов, Дементий Путинцов, села Верх-Убинского Иван Шилин, Антон Дмитриев, деревни Большой Речки **Иван Шарышнов, Григорий Овчинников, деревни Озимовской Вавило Герасимов, села Бобровского Абрам Худяков, Иван Мазницын, Федор Булыгин и Антон Минеев.

Личною просьбою вышеописанных крестьян Григория Блинова с товарищами неграмотных расписался и за себя руку приложил Григорий Овчинников, Абрам Мазницын руку приложил, Абрам Худяков руку приложил, Прохор Ларионов руку приложил, крестьянин Борис Худяков, Антон Харлантов.

Сельские старосты
Села Секисовского Петр Герасимов
Верх-Убинского Иов Гречушников
Малой Убинки Григорий Климов
Орловки Козьма Худяков
Озимовской Филип Козьмин Большой Речки Евлампий Рязанов
Села Бобровского Ан. Минеев
Быструхи Евдоким Гольцов


С 1го стола на №131 1871г

1871 года Июля 26го дня в журнале Томской Духовной Консистории написано под №1м

Слушали
Во-первых, рапорт Протоиерея Секисовской Единоверческой церкви Алексея Шаврова, состоявшийся на имя Его Преосвященства от 8 января за №14, с препровождением показания, отобранного им от дочери крестьянина Бийского округа Владимирской волости дер. Малой Убинки Елизвея Феодорова Климова – девки Марии о том, что прежде она была единоверка, но, по удалению родителей её из единоверия в раскол, была отдана на сводный брак крестьянину той же волости деревни Быструхи Зиновию Матвееву Полякову в 1870 году в феврале месяце числа не помнит. Называемый ея муж Зиновий Поляков состоял в расколе беспоповщинского толка и поступил к Австрийскому лже-священнику, крестьянину Убинской волости дер. Выдрихи Михаилу Михайлову Якимову; за тем Поляков – по научению своего семейства и по собственному своему желанию – начал принуждать ее, через жестокие побои, повенчаться через совершение брака означенным Якимовым, но это бракосовершение она не пожелала принять, на что и были наносимы ей от мужа и семейные побои, в особенности в то время, когда лжесвященник Михаил Якимов бывал в их деревне, — и с донесением, что означенный лжесвященник Михаил Якимов в ночное время нередко посещал деревню Большую Речку, Быструху, Черемшанку и Пихтовку, и Село Секисовское, и поступивших к оному из числа единоверцев, удалившихся из Православия и единоверия. Хотя поступившие и скрываются, но единоверцы между разговорами с собою и с ним, Шавровым, утверждают о сем; поймать же Якимова на служении ему, Шаврову и единоверцам невозможно, потому что все без изъятия сельские старосты и волостные начальники служат раскольникам, но не единоверцам. О чем последние просят б.ч. начальников, в особенности Мирового (посредника), чтобы из раскольников не избирать, но просьба их остается без уважения из соблюдения от них своих интересов, и тем содействующих к усилению раскола и лжесвященства Австрийского, и резолюцию Его Преосвящения, данную на означенном рапорте Шаврова 22 января за №169 такову: Консистории рассмотреть.

И во-вторых, переданные из 2го в 1й стол при подписи от 18 февраля и за №401 копии с рапорта Протоиерея Шаврова от 21 сентября 1870г за №60, и с представлением его при оном рапорте приговора приложен Секисовской Богородице-Рождественской церкви, от 15 сентября 1870 же года, для рассмотрения и обсуждения, заключающихся в оных обстоятельства о том, что многие единоверцы, присоединенные из раскола в единоверие в течение 8ми лет, удалились в прежний свой раскол.

Приказали:
1-е, с рапорта Протоиерея Алексея Шаврова от 8 Января за №14 и с представленного при оном показания девки Марии Климовой препроводить засвидетельствованные копии г. Томскому Губернатору и просить его Превосходительство сделать зависящее распоряжение как о разлучении Климовой с крестьянином Зиновием Поляковым, так и о производстве удостоверения о содействии ввиду усиления раскола, и… по обстоятельствам формального следствия о лже-священнике, крестьянине Михайле Михайлове Якимове и о действиях его, вредных для православия, и затем о поступлении с виновными по законам;
2-е, Протоиерею Алексею Шаврову предписать указом, чтобы он совратившимся своим прихожанам из единоверия в раскол сделал и не переставал делать пастырские увещания и наставления, чтобы они оставили раскол и пребывали в единоверии или обратились в Православие. Но, если кто из них окажет закоренелость в упорство, то таковым составить бы именной список с показанием в оном, какие кто из них и в какое время принимал таинства единоверческой церкви, и список сей представить в Консисторию для рассмотрения и обсуждения от сей цели особо.

За сим дело сие, почислив завершенным, сдать в сие время в архив. Внесть в журнал.