Перейти к основному содержимому

Колывано-Кузнецкая пограничная линия

· 5 мин. чтения

Источник: Военная энциклопедия: Том XIII

Карта Колывано-Кузнецкой пограничной линии 1768 г

КОЛЫВАНО-КУЗНЕЦКАЯ ПОГРАНИЧН. ЛИНIЯ,

составилась изъ двухъ линiй: Колыванской, построен, при Имп-це Елизавете Петровне въ 1747 г., и Кузнецкой, построенной при Екатерине II въ 1768 г. Назначенiемъ К.-К. линiи было обезпечить наши зап.-сибир. владѣнiя отъ набѣговъ джунгарцевъ, киргизъ-кайсаковъ и др. кочевниковъ. При выборѣ напр-нiя Колыван. линiи въ 1743 г. имѣлось въ виду лишь преградить доступный для набѣговъ проходъ между р. Иртышемъ на ю.-з. и оз. Телецкимъ, съ возвышающимся за нимъ хребтомъ Кузнецкiй Алатау, на с.-в. Линiя эта оставила бы незащищенными уже возникшiе къ в. оть нея, преимущ-но по прав. бер. Иртыша, заводы и селенiя, почему сенать указалъ начать линiю от Иртыша знач-но выше кр-сти Семипалатной; а т. к. изысканiя 1746—47 гг. выяснили, что мѣc-ть въ верховьяхъ р. Бiи у оз. Телецкаго, вслѣдствiе каменист. грунта, весьма неудобна для постройки укр-нiй, то указомъ 1747 г. оконч-но б. определено напр-нiе линiи оть форп. Убинскаго на Иртыше вверхъ по р. Убѣ до впаденiя рѣчки Шиманаики, далѣе черезъ заводы Змѣиногорскiй и Колывано-Воскресенскiй къ р. Чарышъ, затѣмъ по тече-нiю послѣдней до форп. Николаевскаго, откуда линiя переходила на р. Ануй и оканчивалась вблизи р. Оби кр-стями Ануйской, Катунской и Бiйской. Предположенiе продолжить линiю до Кузнецка существовало уже тогда, но осуществлено б. лишь 11 л. спустя. Общ. протяженiе Колыван. линiи было ок. 380 вер.; въ составъ ея входили 3 поименов. выше кр-сти, 16 форпостовъ и 2 укрѣпл. завода; кромѣ того, б. использованы и нѣк-рыя бывшiя уже отдѣл, укр-нiя. Укр-нiя имѣли бревенч. ограды съ незначит. присыпкой земли снаружи, съ неглуб. рвами и линiями рогатокъ и надолбъ впереди. Нападенiе, произведенное въ 1757 г. урянхайцами на сел. Прапорщиково, на прав. бер. Иртыша между форп. Убинскимъ и кр-стью Усть-Каменогорской, побудило перенести южн. конецъ линiи къ этой послѣд, кр-сти, при чемъ между нею и завод. Колывано-Воскресенскимъ б. построено 5 нов. форпостовъ. Эта новая линiя вполнѣ охватывала въ то время область нашего распростр-нiя въ Алтаѣ; однако, все расширявшаяся заводск. дѣятельность,а также и увеличивавшiеся набѣги монголъ побудили усилить оборону гр-цы и выдвинуть Колыван. линiю далѣе на в., въ область самихъ Алтайск. горъ. По проекту инж.-г.-м. Деколонга, одобренному особой к-ciей въ 1765 г., лин!я, сохраняя на ея южн. 100 вер. прежнее напр-нiе, шла далѣе оть форп. Верхъ-Алейскаго къ новому форп. Чарышскому на пр. бер. Чарыша; 3 года спустя, продвинули впередъ и сѣв. половину линiи, для чего между форпостами Чарышскимъ и Николаевскимъ б. возведены 2 маяка и два форпоста. Общее протяженiе линiи составляло 457 1/2 вер. Ея конечные пункты (кр. Усть-Каменогорская и Бiйская) б. въ это же время знач-но усилены; послѣдняя, кроме того, перенесена на нов. место. Одновр-но съ этимъ Колыв. линiя б. продолжена на 100 вер. вверхъ по прав. бер. р. Бiи, а оттуда шла къ укрѣпл. гор. Кузнецку на лев. бер. р. Томки. Общее протяженiе Кузнецкой линiи, оть кр-сти Бiйской до г. Кузнецка, равнялось 300 вер.; на ней б. возведено 3 форпоста и 11 маяковъ. Устр-во укрѣпл. пунктовъ по всей К.-К. линiи въ 1775 г. мало отличалось оть первонач. укр-шй на Колыв. лиши. Хотя после указа 1774 г., воспрещавшаго устраивать оборонит. ограды изъ дерева, и б. приступлено на линiи къ насыпке земл. оградъ, но работы эти подвигались медленно по недостатку рабочихъ и средствъ, т. ч. и къ 1785 г. многiя укр-нiя оставались въ прежн. видѣ. Перестроенные же къ этому году форпосты представляли собой въ больш-вѣ случаевъ квадр. укр-нiя съ бастiон. фронтами, длиной по 54—57 сж.; казармы и др. постройки располагались внутри ограды и вне ея; для обезпеченiя послѣднихъ устраивался заплоть въ виде равелина, примыкавшаго къ одной изъ сторонъ квадрата; зданiя приспосабливались къ обороне. Малые форпосты или защиты также б. частью перестроены въ земл. квадр. редуты по 10—25 сж. въ сторонѣ. Маяки оставались деревянными, представляя квадраты, по 11 сж. въ стороне, изъ рогатокъ, окружавшихъ казарму, конюшню и провiант. амбаръ и усиленныхъ снаружи линиiей надолбъ. Кр-сти Ануйская и Катунская, какъ по своему расположенiю, такъ и по силѣ нхъ оградъ, мало отличались оть форпостовъ. Болѣе же сильною являлась кр-сть Бiйская (см. черт.), перенесенная въ 1768 г. на нов. мѣсто и состоявшая изъ 5 бастiон. фронтовъ, длиной по 120—145 сж., обращенныхъ въ поле, и 7 короткихъ кремальерныхъ, прилегавшихъ къ р. Бiѣ. Вооружение К.-К. лиiи въ 1787 г. состояло изъ 31 годныхъ къ действiю орудiй: въ Кузнецке—2, въ кр-сти Бiйской—21, Ануйской—2, въ Катунской не б. ни одного; въ 1803 г. въ кр-сти Бiйской было уже 25 ор., въ Катунской — 3. Нѣкоторое число орудiй б. распредѣлено и по укр-нiямъ всей линiи. Въ 1803 г. ин-жен. экспедиция возбудила ходатайство о передачѣ въ завеѣд-нiе мѣсти, властей всей линiи, кромѣ кр-стей Бiйской и Кузнецкой; однако, передача состоя-лась лишь нѣсколько лѣть спустя. Въ 1816 г. особый коми- теть, образованный для разсмотрѣнiя “сужденiя” (доклад, записки) ген. Оппер-мана “о росciйскихъ крѣпостяхъ”, высказался и за упраздненiе устарѣвшей крепости БIйской; ко времени же воцаренiя Имп. Николая I и Кузнецкъ не значился въ числѣ штатныхъ крѣпостей. (0. Ласковскiй, Maтериiлы для исторiи инженернаго искусства въ Россiи, ч. Ш, 1865 г. и ч. IV, рукопись 1869 г.).

Карта Бийск 1823 г