Перейти к основному содержимому

По прошению крестьянина Бийского округа Убинской волости Лариона Данилова Казанцова о невнесении местным волостным начальством внуков его в ревизские сказки по 10-ой народной переписи.

· 8 мин. чтения

Предмет 6 № 2
ДЕЛО

Первого стола III Отделения Главного Управления Западной Сибири

По прошению крестьянина Бийского округа Убинской волости Лариона Данилова Казанцова о невнесении местным волостным начальством внуков его в ревизские сказки по 10-ой народной переписи.

Начато 6 апреля 1862 года
Кончено 16 марта 1864 года

Его Высокопревосходительству,
Господину Генерал-Губернатору Западной Сибири

Крестьянина Томской губернии,
Бийского округа, Убинской волости,
деревни Выдрихи,
Лариона Данилова Казанцова

Прошение.

Сын мой родной, заводской крестьянин Бийского округа, Убинской волости, деревни Выдрихи, Дмитрий Ларионов Казанцов, в 1836 году вступил в брак по обрядам старообрядчества и по благословению родителей с воспитанницею казачьей жены Макриды Павловой Снигиревой Анною. В этом браке у них родились перед последнею ревизиею дети: сын Евсигней, коему ныне 9 лет, и две дочери: Арина — 13 и Василиса — 11 лет.

При составлении ревизских сказок сын мой и я являли составителю оных и просили помянутых малолетних детей внести в ревизские сказки о семействе моем, и они остались не внесёнными. О чём я также предъявил местному волостному правлению и земскому начальству; однако дети и ныне в ревизию не внесены.

А чтобы я и сын мой Дмитрий не могли подвергнуться штрафу за пропуск их в ревизии, потому и вынужденным нахожусь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство не оставить Вашим распоряжением, предписать кому следовать будет о внесении помянутых внуков моих в ревизские сказки к моему семейству, и о распоряжении, какое последует, мне объявить чрез Бийское земское начальство, на что и ожидаю милостивой резолюции.

крестьянин Ларион Казанцов руку приложил

29 марта 1862 года


Алтайского Горного Правления
Представление

2 июля 1862 г.

№ 2972

О прописных по ревизии
детях сводного брака
крестьянина Казанцова

Барнаул

Господину Томскому
Гражданскому Губернатору

Вследствие предложения Вашего Превосходительства от 31 мая за № 1502 и препровождённого при оном списка с прошения, поданного крестьянином Бийского округа, Убинской волости, деревни Выдрихи, Ларионом Казанцовым, Г. Генерал-Губернатору Западной Сибири о причислении в наличное число душ пропущенного по ревизии внука его Евсигнея, в Горном Правлении по справке оказалось:

  1. Убинский Земской Управитель от 16 февраля 1858 г. за № 269 прописывал, что Убинское Волостное Правление, с рапорта сказкосоставителя по той волости 10-й народной переписи, донесло ему Управителю, что во время составления ревизских сказок до сведения сказкосоставителя дошло, что крестьянин деревни Выдрихи Дмитрий Ларионов Казанцев, значащийся по ревизии холостым, венчан же он будто бы в Семиярской церкви по расколу, и от него прижиты дети: сын Евсигней, 2 дочери — Ирина 6 и Васса 5 годовых. О чём Управитель донёс Горному Правлению, просил дать предписание, к какому семейству приписать по ревизии вышеупомянутых детей Казанцова; к какому же сословию принадлежала венчанная по расколу с крестьянином Казанцовым Анна Данилова — о том в рапорте Управителем не объяснено.

О доставлении сведения от 15 числа мая 1858 г. за № 566 было предписано Убинскому Земскому Управителю, который от 27 числа того же мая за № 894 донёс, что общество деревни Выдрихи, Убинской волости, на спрос его Управитель отозвалось, что жена сводного брака крестьянина Дмитрия Казанцова Анна Данилова неизвестна им — какого рода происхождения; а вдова урядница 9-го казачьего полка Макрида Снигирева лично объяснила Управителю, что воспитанницу взяла она от женщины, проезжавшей из г. Семипалатинска, но чьей по фамилии, по преклонным её летам, не припомнит; при взятии воспитанницы означенная женщина сказала, что она умершего мещанина, но чей был по фамилии — не упомнит, и что она крещена, зовут её Анной, от роду полутора лет, и она, воспитав её до 20 лет, выдана в замужество за крестьянина деревни Выдрихи Дмитрия Казанцова.

  1. Томская Казённая палата, после происходившей переписи, по предмету записки по 10-й ревизии семейств раскольников, от 3 июня 1858 г. за № 3450 препроводила копию с положения Совета Главного Управления Западной Сибири, которым Совет определил во исполнение Высочайшей воли, положенной в циркулярном предписании Господина министра Внутренних дел от 7 октября 1857 года, предложить Начальникам Губерний Тобольской, Томской и Семипалатинской Области сделать распоряжение, чтобы раскольники безпоповщинской секты, женатые сводным браком, показывались в ревизских сказках вместе с их жёнами и детьми, объясняя только в сказках сих, что эти жёны — сводные, и дети прижиты от сводного брака.

К исполнению этого распоряжения Алтайское Горное Правление от 10 июня 1858 г. предписало всем Волостным Правлениям и Земским Управителям.

Основываясь на сем, Алтайское Горное Правление от 2 июля 1858 г. за № 690 предписало Убинскому Земскому Управителю, чтобы он приказал сказкосоставителю Убинской волости сошедшуюся сводным браком с крестьянином Дмитрием Казанцовым Анну Данилову записать по ревизии вместе с прижитыми от сего брака детьми в семейство Казанцова, показав первую женою сводного брака, а последних — детьми, прижитыми от сводного брака.

Но они остались не внесёнными в ревизию, потому что распоряжение это получено тогда, как ревизские сказки были уже составлены и подписью заключены — и именно 29 января 1858 г., и представлены для заверки в Горное Правление 2 июля того же 1858 года.

А между тем впоследствии возникла по сему предмету в Горном Управлении особая переписка с Томскою Духовною Консисториею, и из препровождённой в Горное Правление Консисториею росписи о раскольниках усматривается, что из множества крестьян Крутоберезовской и Убинской волостей, называющих себя раскольниками, некоторые по исследовании Духовного Начальства оказываются православными.

В следствие сего Консистория просила Горное Правление уведомить, как показаны по сказкам 10-й народной переписи жёны раскольников и прижитые от сих браков дети.

А чтобы иметь положительно верное сведение, кто именно из крестьян считается православным или раскольником, Горное Правление, составив из сведений, затребованных Земских Управителей, о числе раскольников, сошедшихся сводными браками, список, который от 23 августа 1861 г. за № 1397 препроводив в Томскую Духовную Консисторию, просило: обозначенных в списке крестьян поручить кому следует сделать тщательное удостоверение — не окажется ли кто из них принадлежащим к православной церкви, так как некоторые из них признаны уже православными, как это видно из росписи, препровождённой в сие Правление Томскою Духовною Консисториею; и чтобы по удостоверению окажется, о том в списке положить против каждого семейства отметки, и список тот обратить в Горное Правление для окончательного распоряжения относительно перемещения по сказкам семейств раскольников.

Но сведения сего из Томской Духовной Консистории ещё не получено.

Определено: хотя о записке в 10-ю народную перепись семейства крестьянина Убинской волости, деревни Выдрихи, Дмитрия Ларионова Казанцова и было сделано распоряжение, но оно в то время, по случаю закончания составления ревизских сказок, осталось к крестьянину Казанцову неприписанным.

В настоящее же время, по неполучении просимого от Томской Духовной Консистории удостоверения, Горное Правление о причислении в семейство крестьянина Казанцова жены сводного брака и детей — распоряжение сделать не может, потому что если по удостоверению Консистории крестьянин Казанцов и жена его окажутся православными (в чём уже многих из называющих себя раскольниками по удостоверению Консистории обнаружены), в таком случае прижитые Казанцовым дети должны считаться незаконнорождёнными и принадлежать не к крестьянскому, а по воспитательнице, матери их, вдове уряднице 9-го казачьего полка Макриде Снигиревой — к казачьему сословию.

А потому вновь покорнейше просит Томскую Духовную Консисторию поспешить исследованием о крестьянах, значащихся в препровождённой в оную росписи, а о крестьянине Казанцове и жене его — доставить сведение как можно посемейнее, так как последняя с детьми по 10-й народной переписи ни к какому состоянию не записана.

О всём вышеизложенном, с возвращением прошения крестьянина Казанцова, донести Вашему Превосходительству.

Подлинное подписали: Помощник Горного Начальства Полковник Богданов и Советник Плотонов, и скрепил секретарь.


Ваше Превосходительство!

Милостивый государь!

Из собранных мною чрез Томскую Духовную Консисторию сведений и собственного показания крестьянина Крутоберезовской волости, деревни Выдрихи, Лариона Казанцова оказалось, что он с женою Матроной Васильевой был венчан в Усть-Каменогорской Троицкой церкви православным священником, и хотя брак их совершен без присоединения к православию, без отобрания подписки об отклонённом пребывании в оном и воспитании детей в духе православной веры, но это не даёт права Казанцовым именовать себя раскольниками, а напротив — и он, сим Казанцов с женою, как принимавший таинство брака, а дети их, как произшедшие от брака, совершенного в православной церкви, должны считаться православными на точном основании §4 «Высочайше одобренных наставлений по делам до раскола относящихся».

Уведомляя о сем Ваше Превосходительство, в следствие отношения Г. Управляющего Томскою Губерниею от 8-го ноября прошлого 1862 года за № 2860 и в дополнение к отношению моему от 17 того же ноября за № 5384, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть
Вашего Превосходительства
покорнейшим слугою
Парфений, Епископ Томский.

№2137
28 мая 1863 года
Его Превосходительству
Г. Томскому Гражданскому Губернатору
и кавалеру Александру Дмитриевичу Озерскому


Главное Управление Западной Сибири
Отделение 3
Стол 1

16 марта 1864 г.
№ 236
г. Омск

Господину Исправляющему должность
Томского Гражданского Губернатора

Рассмотрев переписку по просьбе крестьянина Бийского округа, Убинской волости, деревни Выдрихи, Лариона Казанцова о невнесении при 10-й народной переписи в ревизские сказки внуков его — Евсигнея, Ирины и Вассы, я нахожу, что хотя по отзыву Епископа Томского Ларион Казанцов и семейство его должны считаться православными, но как сын Казанцов Дмитрий с воспитанницею казачьей Снигиревой Анной сошёлся сводным браком, то на точном основании Высочайшего повеления, положения 1858 года за № 63, Анна и дети их — Евсигней, Ирина и Вассадолжны быть причислены к семейству Лариона Казанцова и сына его Дмитрия.

О чём имею честь уведомить Ваше Высокородие для надлежащего распоряжения и объявления крестьянину Казанцову.