Доверительный приговор (дело о строительстве молитвенного дома в д. Белой Верх-Бухтарминской волости Змеиногорского уезда)
1905 года, сентября 26 дня, мы нижеподписавшиеся крестьяне, верою старо-обрядцы, Томской Губернии, Змеиногорского уезда, из трех волостей разных деревень, бывшим сего числа в общем собрании в деревне Белой, Верх-Бухтарминской Волости, числом душ 48-ми человек, в присутствии наших Духовных наставников, 7-ми лиц, где имели суждение о религиозных старо-обрящеских вероисповеданиях, входили в рассуждения о предках наших, относительно, они были полные християне, пребывали навсегда в своем вероучении, старо-обрящеского положения, не принимали никакия таинства, духовных треб от греко-российской церкви, кроме таинства брака, исправляли все требы через своих начетчиков, благославение на отправление треб предки заручились от времен выходцев, свещенно-иноков Соловетского монастыря, в течениеи XVII века, от властей название носили на себе раскольничье, повине присоединения к греко-российской церкви 6-ю таинствами (имеется ввиду таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, священства и елеоосвящения. а 7-ая - бракосочетание, которой пользовались, но тут конечно спорный вопрос, насколько добровольно, так как без венчания, родителей брачующихся могли обвинить в сводничестве, мужа с женой разлучить, а если уже появились дети, то детей оставить у жены и считать их незаконнорожденными. судя по всему, по этому пункту Екатерина 2, в своем рескрипте 1792-го года, не уступила, в отличии от остальных таинств), и были записываемыми в исповедные списки, в приходских церквях, и обложены нести все церковные повинности, которые нам пришлось платить, непоревнительному желанию, не от нынем времени, и 6-ю таинствами непользуемся от приходских церквей, а принимаем их от своих начетчиков, о снятии с нас церковной повинности, изчислении нас из церковных книг, несколько раз через доверенных своих ходотайствовали предвласти прошениями, но никакого того удовлетворения не получили, ныне видим издаваемый газетой, семипалатинского листка, прибавление к №86, от 20.04.1905, Имяной Высочайший Указ, Правительствующему Сенату, в 17-ти пунктах, об укреплении начал веротерпимости. Потаковому признаем, что сколь в ... вдрежав Российской Империи, старо-обрящества, относящихся требами, на основании церковной, но старопечатным книгам, те старо-обрящцы должны все воспользоваться милостевым высочайшим указом, наимянования, присвоения права пользования, в сказанных пунктах, между прочим, из газет видно, что некоторые из старо-обрядцев, Российской Империи, ныне, в тяжелое время, по случаю войны, жертвовали деньгами и имуществом, в помощь Государю Императору, под красный крест на больных и раненых, таковое имя приняли себе, вовнимание, с сердечным желанием, от верно-поданеческих своих чувств, по своим силам, собрали деньги сто рублей, и желаем их препроводить мы, верноподанные, в помощь Государю Императору, в силу красного креста, на больных и ранненых, на представление коих, все единогласно, и среди свой, избрали доверенного крестьянина Томской губернии, Змеиногорского уезда, Верх-Бухтарминской волости, деревни Белой, Ассона Емельянова Зырянова, которого просим, и уполномачиваем настоящим приговором, быть нашим поверенным, при прошении своим, предоставить собранные наши деньги, сто рублей, в помощь на имя Государя Императора, к тому же просим доверенного, неоставить в своём прошенит, походотайствовать пред Господином Губернатором, согласно имянному Высочайшему Указу, о присвоении наименования, право пользования, в религиозных нам, старо-обрящеского вероисповедания, менящий с нас всех церковных повинностей, в случае надобности, в посему приговору, иметь право подать прошение на Высочайшее Имя, что вы посему учинить, мы вам верим, спорить и прекословить не будем, в том грамотные подписуемся, а безграмотные просят росписаться, имянно,
БЕЛОЙ:
Венедикт Коробейников
Евлампий Лысов
Евграф Лысов
Антон Зайцев
Матвей Лысов
Никон Зайцев
Иван Рахманов
ФЫКАЛКИ:
Еким Шарыпов
Сидор Шарыпов
Самсон Шарыпов
ЯЗОВОЙ:
Ефрем Бердюгин
Ассон Никулин
Сидор Огнев
Ефрем Шарыпов
Василий Чанов
Егор Качесов
ВЕРХ-БУХТАРМИНСКОЙ (ПЕЧИ):
Ларион Кривошеин
Николай Кривошеин
Фадей Кривошеин
Вавило Панкратьев
Иван Коробейников
КОРОБИХИ
Авдей Бобров
Иван Окулов
Герасим Сидоров
СЕННОВСКОГО
Емельян Коротков
Осип Шимолин
по просьбе неграмотных и за себя расписался
Яков Бердюгин
БЫКОВОЙ
Константин Белоусов
Тимой Сенегерев
просьбою товарища и за себя расписался
Константи Белоусов
Николаевской волости деревень:
СОЛОНОВКИ
Евстафий Самойлов
АЛЕКСАНДРОВКИ
Антип Блинов
Тит Артамонов
МАКСИХИ
Аника Рахмано в
Кирило Дягилев
просьбою их и за себя расписался
Харлам Красков
ЯРИ (Яринской)
Иван Самойлов
Алипий Самойлов
по неграмотности их расписался
Герасим Сидоров
Черновинской волости деревень:
СОГОРНОЙ
Дмитрий Красков
Абрам Трескин
Артемей Красков
за товарищией и за себя расписался
Ксенофонт Анфилофьев
БАЛЫКО-БУЛАНЬ (у оз. Маркаколь)
Иван Лысов
за него и за себя расписался
Иаков Бобров
Наставники старообрящев
деревни Белой - Филипп Рахманов
деревни Согорной - Даниил Дягилев
деревни Солоновки - Андрей Плотников
деревни Березовки - Нестер Рахманов
села Сенновского - Александр Архипов
деревни Быковой - Астафей Черепанов
деревни Коробихи - Григорей Бобров